Система менеджмента качества в организации по модели стандарта ISO 9001 регламентируется следующими документами:
Политика
в области качества - определение и документальное оформление
направлений, задач, обязательств и целей административного руководства
в области качества;
Руководство по качеству - общее
описание системы качества и составляющих ее подсистем (планирование
качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение
качества). Руководство по качеству выполняет функцию постоянного
справочного материала при внедрении системы качества, поддержании ее в
рабочем состоянии и совершенствовании. При сертификации системы
качества аудиторы в первую очередь знакомятся с Руководством по
качеству.
Процедуры (стандарты предприятия) - документы,
описывающие порядок выполнения бизнес-процессов (т.е. без поименного
перечисления исполнителей). Такой документ может включать в себя
структурную схему подразделения с распределением функциональных
обязанностей. Введение таких процедур очень полезно, т.к. дает
возможность структурным подразделениям увидеть все функциональные
взаимосвязи и обязанности друг друга.
Стандарты предприятия должны содержать:
основные функции подразделений;
организационную структуру (расписываются обязанности, ответственность, функции и роль каждого участника процесса);
порядок выполнения процесса либо номер и название рабочей инструкции, в соответствии с которой выполняется данный процесс;
поставщиков и заказчиков результатов данного процесса, т.е. порядок взаимодействия с другими подразделениями).
Разработка и внедрение СМК – довольно кропотливый и длительный процесс
(срок разработки может варьироваться в зависимости от численности
компании и сложности производства от 6 месяцев до 1 года и более), а
также требует вовлечение ведущих специалистов компании. Но с
привлечением специалистов по консалтингу процедура разработки
значительно упрощается и ускоряется. При предоставлении полной
информации и содействии со стороны специалистов Заказчика можно
значительно сократить срок разработки документации, например, для
организации численностью 50 человек он может составлять около 2-х
месяцев.
Мероприятия по разработке и внедрению СМК можно разделить на несколько основных этапов:
Оценка и диагностика процессов организации;
Разработка документации системы менеджмента качества;
Подготовка организаций к сертификационному аудиту (СМК на соответствие требованиям ИСО 9001:2008).
1. Оценка и диагностика процессов, действующих в организации, включает в себя следующие аспекты:
анализ и оптимизация организационной структуры (обязанности, ответственность, функции и роль каждого);
выделение
ключевых процессов, от которых зависит качество конечного продукта или
услуги, выполняемой компанией, анализ документации на эти процессы;
анализ порядка регистрации и записи данных о качестве выполняемых процессов, их полноты и результативности;
оценка
и анализ мероприятий по идентификации процессов и продукции, т.е.
способности проследить весь ход производства продукции по её маркировке
(для оперативного выявления возможных ошибок и предотвращения их в
дальнейшем);
оценка заинтересованности персонала и его вовлеченности в вопросы управления качеством.
На основании проведенной диагностики выбирается модель СМК и проводится
вводный семинар по основам организации Системы качества для ведущих
специалистов компании, которые будут сопровождать, и поддерживать
Систему после разработки и внедрения.
2. Разработка документации системы менеджмента качества в соответствиями с требованиями стандарта ИСО 9001:2008.
После
проведения Оценки и диагностики процессов, действующих в организации
следует документирование системы менеджмента качества, т.е разработка
основных документов в соответствии с требованиями стандарта ИСО
9001 : 2008:
Политика в области качества;
Руководство по качеству;
Процедуры (стандарты организации).
Если в организации уже есть документация, регламентирующая политику в
области качества и ход ключевых процессов, то производится ее
корректировка и актуализация с учетом требований стандарта ИСО
9001:2008).
3. Подготовка организаций к сертификационному аудиту (СМК на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001:2008).
Эти мероприятия включают в себя следующие основные моменты:
Обучение
внутренних аудиторов систем менеджмента качества и создание службы
управления качеством: Для того чтобы система работала эффективно, с ней
надо постоянно работать, контролировать, анализировать и
совершенствовать. Для этого в компании создается служба качества
(штатная или внештатная), назначается группа внутренних аудиторов,
которые обучаются и проводят периодические проверки на предмет
выполнения требований СМК в подразделениях (порядок проведения
внутренних проверок описывается в одной из процедур СМК);
Проведение
предварительного аудита системы менеджмента качества. Перед процессом
сертификации СМК в организации группой привлечённых консультантов и
представителей компании (из сотрудников службы качества) проводится
оценка готовности Системы к сертификации.
Подготовка к
проведению и сопровождение сертификационного аудита системы менеджмента
качества. В ходе подготовки устраняются замечания, сделанные при
проведении предварительного аудита, даются рекомендации персоналу по
взаимодействию и поведению при проверке организации экспертной
комиссией из органа по сертификации.
После
того, как документация СМК разработана, внедрена и её требования
выполняются (что можно проследить документально в ходе предварительного
аудита), компанией заключается договор с органом по сертификации на
проведение оценки соответствия СМК требованиям стандарта ИСО
9001:2008.
В орган по сертификации направляется заявка и комплект
документации СМК, где в течение небольшого промежутка времени (обычно
1-2 недели) изучается представленная документация, после чего
экспертная группа проводит сертификационный аудит деятельности компании
(оценивается выполнение требований, указанных в документах СМК).
По результатам сертификационного аудита оформляется
отчет о проверке СМК, на основании которого экспертная комиссия
принимает решение о выдаче сертификата соответствия требованиям
стандарта ИСО 9001:2008 или об отказе в выдачи (при
неудовлетворительных результатах проверки). Если в ходе аудита
выявляются какие-либо несоответствия, аудиторы оформляют также
протоколы несоответствий. Незначительные несоответствия, как правило,
не являются препятствием к получению сертификата, а их устранение
проверяется при последующих ежегодных инспекционных проверках. В случае
выявления значительных несоответствий, сертификат может быть выдан
только после демонстрации устранения этих несоответствий.
Сертификат выдается сроком на 3 года с последующим
продлением. В течение срока действия сертификата соответствия орган по
сертификации ежегодно проводит инспекционный контроль с целью
подтверждения соответствия данной Системы требованиям стандарта ИСО 9001:2008.